Оценка интеллектуальной собственности и НМА

Оценка интеллектуальной собственности

Законодательное определение интеллектуальной собственности приведено в Гражданском кодексе РФ (глава 7), которое действует с 1 января 2008 года. С этого момента в России значительно расширился сам перечень объектов интеллектуальной собственности.

К объектам интеллектуальной собственности относятся:

  • программы для ЭВМ;
  • научные и литературные произведения, а также произведения искусства;
  • товарные знаки (а также знаки обслуживания);
  • базы данных;
  • know-how;
  • фонограммы;
  • изобретения;
  • промышленные образцы;
  • полезные модели;
  • коммерческие обозначения;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем.
  • фирменные наименования;
  • наименования мест происхождения товаров;

К интеллектуальной собственности в последнее время относят также и репутацию компании (good will).

Все объекты интеллектуальной собственности могут учитываться в финансовой отчетности как нематериальные активы. Для этого необходимо объективно оценить их первоначальную стоимость.

Зачем нужна оценка интеллектуальной собственности? Объективно оценив интеллектуальную собственность, можно увеличить капитализацию всей компании. Узнать стоимость интеллектуальной собственности компании будет полезно и в случае привлечения инвестиций или при заключении договоров франчайзинга. Нельзя обойтись без оценки интеллектуальной собственности и при смене собственников предприятия или при передаче компании в залог.

Как оценивать интеллектуальную собственность?

Объекты интеллектуальной собственности являются наиболее сложными объектами оценки. Прежде всего сложный с точки зрения определения объема оцениваемых прав (лицензионных прав) на объект. Некоторые права в части объектов ОИС не могут быть ни оценены, ни переданы, например, право автора на произведение.

Наиболее распространенный метод учета НМА – вписать объект интеллектуальной собственности в систему балансового отчета организации. Для этого необходимо определить возможные экономические выгоды, которые способен произвести этот нематериальный актив. Важно знать и максимально точную стоимость объекта нематериальной собственности, чтобы вписать его в балансовый отчет.

Для более адекватного определения стоимости объектов интеллектуальной собственности используют новейшие методы. Интеллектуальная собственность оценивается, прежде всего, с точки зрения целей акционеров или инвесторов. Стоимость нематериальных объектов вычисляется как потенциал реализации этих целей, что выражается в необходимости построения денежного потока в рамках применения доходного подхода к оценке. Таким образом, доходный подход к оценке НМА является одним из самых распространенных.

Наиболее распространёнными объектами оценки интеллектуальной собственности являются товарные знаки и изобретения.

Оценка товарных знаков

Методика оценки товарного знака сводится к анализу всего цикла производства конкретной компании. Определить стоимость торговой марки можно, если выделить значимость ее влияния на прибыли компании. Причем эта значимость должна быть определена в строгом денежном эквиваленте.

В стоимость товарного знака автоматически включаются и все затраты на его продвижение на рынке. Чем более долговременной и грамотной была стратегия продвижения торговой марки, тем выше ее стоимость. Правда, проводить оценку торговой марки только с точки зрения вложения в нее средств неэффективно. Это так называемый затратный подход к оценке стоимости товарного знака. Различные торговые марки могут иметь разный уровень популярности на рынке даже при одинаковом количестве средств, потраченных на рекламную компанию.

Оценка товарного знака должна вестись, прежде всего, с использованием доходного подхода. Важнее всего вычислить, какую прибыль приносит данный логотип товару.

Какие методы вычисления стоимости товарного знака существуют с точки зрения доходного подхода?

  • Метод расчета преимущества в прибылях. Оценщик определяет сумму сверхприбылей, которую получает компания от реализации продукции с определенным товарным знаком. Для этого сравниваются среднерыночные цены на аналогичную продукцию, и вычисляется, сколько получается «бонусной» цены за счет использования товарного знака.
  • Метод выделения избыточной прибыли. Стоимость товарного знака можно рассчитать и при определении процента рентабельности собственного бизнеса. Сравнив этот процент со среднеотраслевым, можно получить понятие об избыточной прибыли, которую приносит компании товарный знак. Однако это метод хорош при более глобальных подсчетах, когда речь идет о всей совокупности товарных знаков. Если же нужно определить стоимость лишь одного из товарных знаков, принадлежащих компании, этот метод не подходит.
  • Метод выделения роялти. Данная методика позволяет рассчитывать регулярную прибыль, которую принесет товарный знак при заключении договоров франчайзинга. Роялти – процент, который регулярно выплачивается за «аренду» торговой марки. Рыночная стоимость товарного знака будет приравнена к доходам, которые можно получить с него. Доход же определяется исходя из величины роялти. Все перечисленные подходы могут быть одинаково подходящими к конкретной ситуации.

Профессионализм компании-оценщика заключается в выборе наиболее эффективного метода оценки стоимости товарного знака.

Оценка патентов

Патентное право регулирует имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, т.е. защищает права на интеллектуальную собственность.

Наличие патентов может стать веским аргументом патентообладателя в конкурентной борьбе, который заставит конкурента покинуть рынок.

Лицензирование - составление, регистрация и передача лицензионных договоров об уступке исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности – на данный момент является наиболее распространенной формой технологического обмена.

Оценка патента необходима, чтоб правильно им распорядиться и ввести в коммерческий оборот.

 

Если Вы не нашли нужной услуги свяжитесь с нами удобным для Вас способом, и мы с радостью проконсультируем Вас по всем вопросам:

+7 (495) 723 7226

или

client@finexpertu.ru

Не нашли нужную услугу?

Если Вам необходима консультация, свяжитесь с нами!

Получить консультацию

Заказать расчет услуги

Вы не нашли нужной услуги или Вам нужна консультация? Оставьте свои пожелания и контактные данные. Наши специалисты подготовят для Вас индивидуальные расчеты.